Урок 17. Защита населения
от последствий землетрясений.

Цели:
1) Познакомиться со шкалой сейсмической интенсивности MMSK-92.
2) Научиться оценивать различные последствия катастроф.

Учебные вопросы:
1. Шкала сейсмической интенсивности MMSK-92.
2. Мгновенные социальные и экономические последствия природных катастроф.
3. Основные виды ущербов и последствий ЧС.

Учебный вопрос № 1: Шкала сейсмической интенсивности MMSK-92:
Здания и типовые сооружения:
Классификация:
Возможны различные принципы классификации эталонных зданий, реакция которых на сейсмические воздействия описана в шкале.
Ниже приводится классификация, разработанная в ИФЗ РАН. В этих шкалах типовые здания и сооружения классифицируются в соответствии с предназначением шкалы не по конструктивным особенностям, а по степени сейсмостойкости.

Местные здания:
Тип А1 - здания со стенами из местных строительных материалов: глинобитные без каркаса; саманные или из сырцового кирпича без фундамента;
Тип А2 - здания со стенами из самана или сырцового кирпича, с каменными, кирпичными или бетонными фундаментами;
Тип Б - здания с деревянным каркасом с заполнением из самана или глины и легкими перекрытиями;
Тип В - деревянные дома, рубленные "в лапу" или "в обло".

Типовые здания и сооружения:
Тип Б - здания из жжёного кирпича, тёсаного камня или бетонных блоков на известковом, цементном или сложном растворе: сплошные ограды и стенки, трансформаторные киоски, силосные и водонапорные башни;
Тип В - железобетонные, каркасные, крупнопанельные и армированные крупноблочные дома; железобетонные сооружения;

Типовые здания и сооружения с антисейсмичеким усилением
Тип С7 - типовые здания и сооружения всех видов (кирпичные, блочные, панельные, бетонные, деревянные, щитовые и др.) с антисейсмическими мероприятиями для расчётной сейсмичности 7 баллов;
Тип С8 - то же для расчетной сейсмичности 8 баллов;
Тип С9 - то же для расчетной сейсмичности 9 баллов.

Примечание: при сочетании в одном здании признаков двух или трёх типов здание в целом следует относить к слабейшему из них.
Степени реакции (повреждения) rd:
0 - отсутствие видимых повреждений. Сотрясение здания в целом; сыплется пыль из щелей, осыпаются чешуйки побелки.
1 - слабые повреждения. Слабые повреждения материала и неконструктивных элементов здания: тонкие трещины в штукатурке, в сопряжениях перекрытий со стенами. Видимые повреждения конструктивных элементов отсутствуют. Для ликвидации повреждений достаточен текущий ремонт здания.
2 - умеренные повреждения. Значительные повреждения материала и неконструктивных элементов здания, сквозные глубокие трещины в перегородках, карнизах и фронтонах, выпадение кирпичей. Слабые повреждения несущих конструкций: тонкие трещины в несущих стенах, незначительные деформации бетона или раствора в узлах каркаса и в стыках панелей. Для ликвидации повреждений необходим капитальный ремонт здания.
3 - тяжёлые повреждения. Разрушения неконструктивных элементов здания: обвалы частей перегородок, фронтонов. Значительные повреждения несущих конструкций: сквозные трещины в несущих стенах, значительные деформации каркаса, заметные сдвиги панелей. Возможен восстановительный ремонт здания.
4 - частичные разрушения несущих конструкций: проломы и вывалы в несущих стенах; разрывы стыков и узлов каркаса; обрушение крупных частей здания. Здание подлежит сносу.
5 - обвалы. Обрушение несущих стен и перекрытия, полное обрушение здания с потерей его формы.

Примечание: в зданиях, возведённых с антисейсмическими мероприятиями, при оценке степени повреждения учитываются только повреждения несущих элементов конструкций.

Предметы быта:
При оценке интенсивности сотрясения учитывается реакция только предметов быта, находящихся на первом или цокольном этажах здания.
Классификация:
Тип П1 - свободно висящие предметы: лампы, люстры, легкие занавески и т.п.
Тип П2 - неустойчивые подвижные (незакреплённые) предметы: игрушки, высокая неустойчивая посуда и т.п.
Тип ПЗ - устойчивые подвижные предметы: посуда, книги, горшки с цветами, телевизоры на ножках, лёгкая мебель (стулья, столики) и т.п.
Тип П4 - тяжёлые подвижные предметы: телевизоры на столах, холодильники, тяжёлая мебель (массивные столы, шкафы и т.п.).
Тип П5 - малоподвижные трудносдвигаемые предметы: стенки, сейфы, массивные заполненные книжные шкафы и т.п.

Степени реакции rр:
0 - отсутствие реакции. Предметы не реагируют.
1 - слабая реакция. Предметы покачиваются незначительно.
2 - сильная реакция. Предметы заметно смещаются, падают.

Люди:
При оценке интенсивности учитывается реакция только людей, находящихся на первых или цокольных этажах зданий.
Классификация:
Тип Л1 - чувствительные: люди, находящиеся в помещении, в покое.
Тип Л2 - обычные: люди в помещении, спящие, движущиеся или занятые физическим трудом; люди вне помещений, в покое.
Тип ЛЗ - активные: люди вне помещения, идущие или занятые физическим трудом.
Тип Л4 - люди в движущемся транспортном средстве: за рулём автомашины, движущейся по хорошей дороге; пассажиры автобусов и пр.

Степени реакции rl:
0 - отсутствие реакции: не ощущает, не замечает, не реагирует.
1 - слабое ощущение: ощущается легко, испытывает лёгкое недоумение, не меняет поведения, если спал - просыпается спокойно, не сознавая причины, в машине - относит за счёт неровности дороги.
2 - сильное ощущение: ощущает заметно, обращает внимание, может оценить направление, продолжительность и отдельные фазы колебаний; если спал - просыпается с ощущением, что его разбудили; за рулём идущей машины ощущает несоответствие поведения машины особенностям дороги.
3 - испуг: пугается, но может оценить направление, продолжительность и отдельные фазы колебаний; за рулём пугается, возникает мысль об аварии.
4 - сильный испуг: сильно пугается, стремиться выбежать из помещения, выбегает; за рулём в испуге останавливает машину.
5 - паника: теряет равновесие, не может стоять без опоры, впадает в паническое состояние, кричит, выбрасывается из окна и т.п.
6 - отключение: утрачивает полностью осмысленность поведения, плохо реагирует на окружение, впадает в оцепенение, теряет сознание.

Учебный вопрос № 2: Мгновенные социальные и экономические последствия природных катастроф:

Вид ЧС
Краткоср.
эвакуация
Долговр.
отселение
Потеря
жилья
Потеря
промышл.
продукции
Непромышл.
потери
в бизнесе
Потеря
урожая
Ущерб
инфраструктуре
Разруш.
транспорт.
систем
Разруш.
коммуник.
Паника
Обществ.
беспорядки
Землетрясение
-
-
+
+
+
-
+
+
+
-
+
Тайфун
-
-
+
+
+
+
+
-
+
-
+
Наводнение
+
-
+
+
+
+
+
+
+
-
-
Цунами
-
-
+
+
+
+
+
-
+
-
-
Извержение
вулкана
+
-
+
-
-
+
-
-
-
-
-
Пожар
+
-
+
+
+
+
+
-
+
+
+
Засуха
+
+
-
-
-
+
-
-
-
-
-

Учебный вопрос № 3: Основные виды ущербов и последствий ЧС:
Основными видами ущерба (или последствий) являются:
- внешне- и внутриполитические последствия (снижение доверия к государству, рост напряжённости в обществе);
- военно-политические (ухудшение военно-политической обстановки, уменьшение потенциала Вооружённых Сил из-за потери комплекса оружия);
- социально-экономические (утрата какого-либо вида собственности, затраты на переселение людей, выплата компенсаций пострадавшим, упущенная выгода, нарушение хозяйственной деятельности, ухудшение условий жизнедеятельности людей);
- экологические (ухудшение природной среды и затраты на её восстановление,);
- медико-биологические (сокращение средней продолжительности жизни, утрата здоровья, жизни и т.п.).

На макроэкономическом уровне возникновение чрезвычайной ситуации, как правило, ведёт к:
- нарушению функционирования экономической системы страны и (или) её крупной хозяйственной подсистемы регионального уровня;
- прямому уничтожению (выбытию) производственных и иных ресурсов или исключению их из хозяйственного оборота;
- сокращению возможностей обеспечения конкретных общественных потребностей, в том числе к созданию прямых угроз жизнеобеспечению населения.

А также:
Под прямым ущербом в результате стихийного бедствия или аварии понимаются потери и убытки всех структур народного хозяйства, попавших в зону действия поражающих и вредных факторов опасного природного явления или аварии. Они складываются из невозвратных потерь основных фондов, оценённых природных ресурсов и убытков, вызванных этими потерями, т.е. недобора государством - различных налогов и страховых выплат и пр.
Косвенный ущерб от стихийного бедствия или аварии - это потери, убытки и дополнительные затраты, которые понесут объекты народного хозяйства, не попавшие в зону действия опасных факторов опасного природного явления или аварии и вызваны нарушениями и изменениями в сложившейся структуре хозяйственных связей, инфраструктуре; потери (дополнительные затраты), вызванные необходимостью проведения отдельных мероприятий по ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии; экологические потери.
Полный ущерб является суммой прямого и косвенного ущербов, а также затрат на ликвидацию последствий стихийного бедствия или аварии. Полный ущерб определяется на конкретный момент времени и является промежуточным по сравнению с общим ущербом, который определится количественно в отдалённой перспективе.

Прямой ущерб принято делить на социальный и экономический. Кроме того, выделяют экологический (прямой и косвенный) ущерб.
Прямой социальный ущерб обычно измеряется числом жертв, раненых и пострадавших в очаге ЧС. В отношении раненых и пострадавших надо оценить затраты на лечение или восстановление бытовых потерь, затраты на психологическую реабилитацию.
Прямой социальный ущерб включает также психологический аспект из-за потери доверия людей к способности руководства защитить их от бедствий, усиления социальных разногласий.
Прямой экологический ущерб - фактические и возможные убытки в их количественном выражении, включая упущенную выгоду и дополнительные затраты на ликвидацию неблагоприятных последствий для жизнедеятельности человека, животных, растений и других живых организмов, состояния экологических систем, природных комплексов, ландшафтов и объектов, вызванных нарушением нормативов качества окружающей природной среды, в результате отрицательных воздействий хозяйственной и иной деятельности, а также техногенных аварий и катастроф.
Косвенный экологический ущерб - загрязнение окружающей среды из-за разрушения стихией предприятий, на которых используются или производятся опасные для здоровья людей и природы материалы.

Скачать урок можно здесь.

Зачётный класс

Задание на дом
Задание на дом:
учебник ОБЖ §9.3 стр. 122-133
Требования к учащимся по уровням знаний:
Уровень "3" (удовлетворительно): знать мгновенные последствия природных катастроф.
Уровень "4" (хорошо): знания уровня "3" + шкала сейсмической интенсивности MMSK-92.
Уровень "5" (отлично): знания уровней "3", "4" + основные виды ущербов и последствий ЧС.

Используются технологии uCoz