Урок 7. Обвалы и снежные лавины.
Цели:
1) Познакомиться с водно-физическими свойствами горных пород.
2) Познакомиться с классификацией склоновых процессов.
3) Познакомиться с классификацией суффозионных проявлений.
4) Познакомиться с классификацией лавинной опасности.
5) Познакомиться с характеристикой лавинного режима.
Учебные вопросы:
1. Водно-физические свойства горных пород.
2. Классификация склоновых процессов.
3. Классификация суффозионных проявлений.
4. Классификация лавинной опасности.
5. Характеристика лавинного режима.
Учебный вопрос № 1: Водно-физические свойства горных пород:
Водопроницаемость - способность пропускать гравитационную воду. Зависит от структурно-текстурных особенностей горных пород - трещинноватости и пористости.
Факторы, влияющие на пористость пород:
1 - хорошо отсортированные осадки, обладающие высокой пористостью;
2 - плохо отсортированные осадки, имеющие меньшую пористость из-за того, что пространство между более крупными частицами заполнено более тонким материалом;
3 - образование минерального цемента может вызывать уменьшение пористости;
4 - наличие трещин и поверхностей напластования может привести к появлению пористости;
5 - при растворении породы трещины могут расширяться, увеличивая пористость.
Влагоёмкость - способность горных пород вмещать и удерживать определённое количество воды при данных Р, т условиях.
Различают породы:
1 - влагоёмкие (торф, глины, суглинки),
2 - слабо влагоёмкие (мергель, лёсс, глинистые песчаники, глинистые пески),
3 - не влагоёмкие (магматические, метаморфические, плотные осадочные).
Степень водопроницаемости характеризуется коэффициентом фильтрации (Кф) - это скорость просачивания воды при уклоне 45°, измеряемая в м/сутки.
При Кф > 10 породы считаются хорошо водопроницаемыми (галечники, крупные породы);
при Кф = 1 - 10 - водопроницаемыми (пески, трещинные пор);
при Кф = 0.01 - 1 - слабо водопроницаемыми (мергели, песчаники, супеси),
при Кф = 0,001 - 0,01 - весьма слабопроницаемыми (глинистые песчаники, супеси, суглинки),
при Кф = < 0,001 - непроницаемыми, водоупорными (глины, не трещиноватые породы).
Скорость движения в слабонаклоненных породах, в мелкозернистых песках составляет 1 - 5 м/сутки, в крупнозернистых 15 - 20 м/сутки, в галечниках - до 100 м/сутки.
Учебный вопрос № 2: Классификация склоновых процессов:
Склоновые процессы классифицируются следующим образом:
а) по крутизне: очень крутые (> 35°), крутые (15-35°), средней крутизны (8-15°), пологие (4-8°), очень пологие (2-4°);
б) по длине: длинные (> 500 м), средней длины (50-500 м), короткие (<50м);
в) по форме: прямые, выпуклые, вогнутые, ступенчатые.
Эндогенные склоны возникают от тектонических движений, магматизма, землетрясений.
Экзогенные - от поверхностных текучих вод (флювиальные), от деятельности морей, озер, ледников, подземных вод, мерзлотных процессов.
Выделяют также склоны биогенные, или созданные организмами (коралловые рифы), и антропогенные, или созданные человеком.
Различают денудационные (выработанные) и аккумулятивные склоны. Денудационные делятся на структурные (по падению и простиранию пластов) и аструктурные (против падения).
По особенностям склоновых процессов различают:
а) склоны гравитационные (35-40°С) - обвальные, осыпные, лавинные;
б) склоны блоковых движений при помощи воды (20-40°С) - оползневые, оплывно-оползневые, склоны оседания;
в) склоны массового смещения чехла рыхлого материала (2-40°С) - солифлюкционные, медленной солифлюкции, дефлюкционные;
г) делювиальные (плоскостного смыва).
Учебный вопрос № 3: Классификация суффозионных проявлений:
G - Поверхностные. U - Подземные.
Классификация суффозиозных проявлений:
1 - вода
Породы, испытавшие воздействие процессов:
2 - суффозиозных
3 - суффозиозных и "пост суффозиозных"
4 - подземных "пост суффозиозных"
5 - склоновых "пост суффозиозных"
Породы, не испытавшие воздействие суффозиозных и "пост суффозиозных" процессов:
6 - дисперсные
7 - дисперсные или скальные
8 - скальные
Виды суффозиозных проявлений |
Геологические процессы, формирующие данный вид суффозиозных проявлений |
Суффозоизные |
"Пост суффозиозные" |
Выделяемые по характеру разрушения пород |
Выделяемые по условиям перемещения разрушаенных пород |
G |
Псевдо вулканы |
|
Механическая суффозия, кроме частичного фильтрационного разрушения |
Псевдо вулканическая суффозия |
Склоновые, кроме "обвальных" |
Ниши и пещеры |
|
Присклоновая суффозия |
Склоновые, с нарушением сплошности пород |
Оползни |
|
Все* |
Поноры |
|
Химическая трещинная суффозия и подземная эрозия |
Присклоновая суффозия и перемещение в трещины и полости пород, разрушенных нисходящим потоком |
Провалы |
|
Механическая суффозия, кроме частичного фильтрационного разрушения |
Все, кроме перемещения заполнителя внутри трещин и полостей |
Склоновые и подземное обрушение пород |
Оседания |
|
Все* |
Прогиб и уплотнение пород |
U |
Полости |
|
Все, кроме химической поровой суффозии и частичного фильтрационного разрушения |
Все* |
Подземное обрушение и истечение пород |
Псевдо плывунные зоны |
|
Полное фильтрационное разрушение |
- |
Зоны разуплотнения |
|
Химическая поровая суффозия и частичное фильтрационное разрушение |
Все, кроме перемещения в трещины и полости пород, разрушенных восходящим потоком |
Зоны дезинтеграции |
|
Химическая трещинная суффозия |
* Данный тип суффозиозных проявлений может быть образован всеми генетическими разновидностями суффозии,
выделяемыми по характеру разрушения горных пород, или по условиям перемещения разрушенных пород.
Учебный вопрос № 4: Классификация лавинной опасности:
Размер лавины |
Потенциальный эффект |
Порядок величин |
Превышение лавиносбора, м |
Объем лавины, м3 |
Давление лавины, тс/м2 (Па) |
Маленький осов |
Может сбить человека с ног, частично засыпать. |
10 |
1 - 10 |
0,1 ( 103 ) |
Небольшая лавина |
Ломает ветки деревьев, выдавливает окна, может ранить, засыпать и убить человека. |
10 - 102 |
10 - 102 |
0,1 ( 103 ) |
Средняя лавина |
Ломает молодые деревья, деревянные здания, автомашины. |
102 |
103 - 104 |
1,0 ( 104 ) |
Большая лавина |
Валит старый лес, разрушает каменные сооружения и металлические конструкции. |
103 |
105 - 106 |
10 ( 105 ) |
Гигантская лавина |
Выпахивает русла, разрушает железобетонные сооружения. |
103 - 5 · 103 |
107 |
100 ( 106 ) |
Учебный вопрос № 5: Характеристика лавинного режима:
Район |
Преобладающие генетические типы лавин |
Продолжительность лавиноопасного периода, дни |
Пик лавинной активизации, месяц |
Число дней с лавиноопасными ситуациями |
Повторяемость лавин, раз в год |
Густота лавинной сети, число л. 0/1 км |
Объём средней лавины, тыс. м3 |
Острова Северного Ледовитого океана |
Метелевые, весеннего снеготаяния |
90 - 210 |
X, IV |
40 |
менее 0,1 |
менее 1 |
менее 10 |
Горы Кольского полуострова |
до 200 |
XII - IV |
44 |
более 1,0 |
1 - 5 |
10 - 100 |
Урал: |
1. Полярный и Приполярный |
Метелевые, перекристаллизации снега |
более 210 |
XII - I, V - VI |
30 |
0,01 - 1,0 |
менее 1 |
менее 10 |
2. Средний |
Перекристаллизации снега, метелевые |
200 |
XII - II, IV - V |
- |
0,1 - 1,0 |
менее 1 |
менее 10 |
3. Южный |
Свежевыпавшего снега, весеннего снеготаяния |
30 - 90 |
III |
10 |
менее 0,1 |
менее 0,1 |
менее 10 |
Кавказ |
0 - 360 в зависимости от абсолютной высоты |
XII - I, III - IV |
30 - 40 |
ежегодно |
1 - 5, в высокогорных р-нах более 5 |
более 100 |
Алтай |
130 - 300 |
III - V |
10 - 20 |
0,1 - 1,0 |
1 - 5 |
10 - 100 |
Саяны |
Перекристаллизации снега, весеннего снеготаяния |
30 - 150 |
III - V |
10 - 20 |
0,1 - 1,0 |
1 - 5 |
10 - 100 |
Быррынга |
Метелевые, весеннего снеготаяния |
более 270 |
V - VI |
около 20 |
менее 0,1 |
менее 1 |
менее 10 |
Путорана |
около 210 |
IX - XI, IV |
10 - 15 |
менее 0,1 |
менее 1 |
менее 10 |
Северо-Восток: |
1. Яно-Колымский р-н |
Метелевые |
30 - 150 |
XI - IV |
10 - 15 |
менее 0,1 |
1 - 5 |
10 - 100 |
2. Верхояно-Анюйский р-н |
Перекристаллизации снега |
до 210 |
IV |
менее 15 |
0,01 - 1,0 |
1 - 5 |
10 - 100 |
3. Корякско-Чукотский р-н |
Снегопадов, метелей, весеннего снеготаяния |
200-230 |
I, III - IV |
10 - 20 |
0,01 - 1,0 |
1 - 5 |
10 - 100 |
Прибайкалье |
Перекристаллизации снега, весеннего снеготаяния |
до 150 |
XI - XII, III - IV |
10 - 15 |
0,01 - 1,0 |
1 - 5 |
10 - 100 |
Забайкалье |
30 - 60 |
II - IV |
10 - 15 |
0,01 - 1,0 |
1 - 5 |
10 - 100 |
Дальний Восток |
Снегопадов, метелей, весеннего снеготаяния |
до 150 |
равномерно |
до 25 |
0,1 |
1 - 5 |
менее 10 |
Камчатка |
Снегопадов, метелей |
около 210 |
III - IV |
около 20 |
ежегодно |
1 - 5 |
10 - 100 |
Сахалин и Курилы |
Снегопадов, метелей |
60-180 |
равномерно |
около 20 |
ежегодно |
1 - 5 |
менее 10 |
Скачать урок можно здесь.
Задание на дом:
учебник ОБЖ §9.3 стр. 122-133
Требования к учащимся по уровням знаний:
Уровень "3" (удовлетворительно): знать не менее трёх склоновых процессов.
Уровень "4" (хорошо): знания уровня "3" + не менее трёх суффозиозных процессов.
Уровень "5" (отлично): знания уровней "3", "4" + не менее трёх лавинных режима.
Используются технологии
uCoz