Литература На главную Предметы

Рифма П - Р:

А-В   Г-Д   Ж-М   М-О   Р-С   С-Э
Терминология А-Р   Терминология Р-У

ПАНТОРИФМА – редкая разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе: все слова рифмуются между собой. Стихотворений, полностью построенных на панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи, как правило, используются фрагментарно. "Стал и сел. Взял и съел..." (В.В. Маяковский), "Взорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В.С. Высоцкий),  "Полоса щели. Голоса еле..." (В.В. Маяковский).

      Опьяняет  смелый  бег,
      Овевает     белый   снег,
      Режут  шумы   тишину,
      Нежат думы про весну.
                                  (В. Брюсов)

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма) – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: горе - море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому...

     В синем небе звёзды блещут,

     В синем море волны хлещут;
     Туча по небу идёт,
     Бочка по морю
плывёт.

                               (А.С. Пушкин)

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА – наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению
в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ.

           У лукоморья дуб зелёный;
           Златая цепь на дубе том:

           И днём и ночью кот учёный
           Всё ходит по цепи кругом…
                                    (А.С. Пушкин)

ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА - диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных.
Выесть - есть Вы; вечер - черве, пилот - отпил, человек - век чело ...

   Улица - лица у
   Догов годов
   Резче - через
   Железных коней...
                 (В.В. Маяковский)

ПЕРЕХОДНАЯ РИФМА – разновидность обособленной рифмы. Характерной особенностью слов, образующих такую рифму, есть мягкая послеударная согласная и следующий за ней звук «j» (йот): каналья(канал’jа) – далью (дал’jу), взморье - подспорьераспутье – гнуть я, стулья – ульи, рысью - лисье, кровью - любовью, лепетанье - трепетанье...

            Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

            Преодолеть пространство и простор.

            Нам разум дал стальные руки – крылья,

            А вместо сердца – пламенный мотор.

                                                              (П. Герман)

Переходные рифмы, фактически являясь обособленными, близки и к мультирифмам, и к связующим рифмам; и в словаре распо-ложены между ними. Словарная классификация.


ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (левая рифма) - наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Сударыни - судачите, полегче - полезный, пролетарий - пролетали, коробится - коровушка, присяга - присяду, возни - возьми, голову - голому...
 

Небо стало очень
Синим. С длинным криком
Проплывала осень
Журавлиным клином.
Целовались губы
С белым караваем.
Пролетели гуси
Серым караваном.
          (С. Панкратов)
Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
                       (Белла Ахмадулина)

В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай в России возник:
детяму нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживеми без них.
                  (Р. Рождественский)

Как наешься ты своей полбы,
Соберика с чертей оброк мне полный.
                                    (А.С. Пушкин)

Молодёжь! Ты моё начальство -
Уважаю тебя и боюсь.
Продолжаю с тобой встречаться,
Опасаюсь, что разлучусь.
                                 (М. Светлов)

Первые предударные рифмы можно встретить как в древнерусском фолклоре, так и в художественной литературе начиная с 17 века.

Ино я сам знаю и ведаю,
что не класти скарлату без мастера
не утешыти детяти без матери...

 ("Повесть о Горе-злочастии", 17 век)

ПРЕФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - разновидность псевдорифмы; рифма из слов, ритмические окончания которых начинаются непосредственно с префиксов. Слова созвучны благодаря общим концовкам и ударным приставкам:
на
бело - наголо
, оттиск - отблеск, заново - заживо, повытаращили - повыпроводили...
Абсолютное большинство префиксальных рифм составляют слова с приставкой «вы» ("выкающая рифма").

Вы
емкавыдумкавыбелкавыставкавывозка…  Выбить – вылить – выжить – выпить... Выкачу - выскачу- выклянчу...
 

Что-то вылепится
Из глины.
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца...
             (Д.С. Самойлов)

Да, их голоса. Знакомые выкрики.
Застыл в узнаванье, расплющился, нем,
фразы кро
ю по выкриков выкройке.
Да - это они - они обо мне.

                          (В.В. Маяковский)

Среди префиксальных псевдорифм встречаются и созвучия высокой степени точности: выпросить - выбросить - выкрасить и пр.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА - обобщённое название различных неточных рифм; рифма из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний. Противоположность точной рифме. К точным рифмам относятся родные, глубокие, богатые, абсолютные рифмы, к приблизительным  - все остальные.

ПРИЁМНАЯ РИФМА – рифма с участием слов, имеющих различия внутри их клаузул. К приёмным рифмам относятся: рифмы с вклинением, с выпадением , неравносложные рифмы, рифмы с чередованием и перестановкой, двоякие рифмы. Словарная
категория «приёмные рифмы» даёт возможность участвовать в рифмообразовании словам, не имеющим родственных связей. Так, слово «сельдь» не имеет родственных слов (родных рифм). По этой причине оно примыкает к наиболее близкому по звучанию рифморяду «ЕДЬ» и т.о. является приёмной рифмой по отношению ко всей группе рифм  на «ЕДЬ»: ведь – медведь – впредь - сельдь  Фунт - грунт – пункт, практика - тактика – Антарктика, туча - круча – чукча, светский – немецкий - кувейтский…

Казалося ему, что средь долины
Между цветов, стоит под миртом он,
Вокуруг него сатиров, фавнов сонм.
Иной смеясьльёт в кубок пенны вины;
Зелёный плющ на чёрных волосах
И виноград, на голове висящий,
И лёгкий фирз, у ног его лежащий, -
Всё говорит, что вечно юный Вакх...
                                        (А.С. Пушкин)


ПСЕВДОРИФМА неточная рифма; созвучие слов, принадлежащих к различным родовым группам, но сходных по своему звучанию. В словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не совпадают.Наиболее многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы.

Общество – творчество, нравственность – обязанность, похаживает - поглядывает, лыжница - завистница, дикторскийидольский, веерный – северный, золушка - горлышко, бабушка – ладушки, горницы - любовницы...
Теоретически псевдорифмами могут быть любые рифмы, кроме мультирифм, например:

Нравами - авралами (связующие псевдорифмы), арка – лавка (обособленная псевдорифма)...

У тебя весна без зелени,
А любовь твоя без радости,
Твоя радость безо времени,
Немочь с голодом при старости.
                                          (В. Брюсов)
Гремит орган на стогне трубный,
Пронзает нощь и тишину;
Очаровательный огнь чудный
Малюет на стене луну.
                                 (Г.Р. Державин)

  Категория «псевдорифмы» даёт возможность объединить в словаре и задействовать в стихосложении слова, не имеющие родственных рифм. Так, «девочка» абсолютно не имеет родственников, даже далёких. Но зато она имеет друзей из слов других родов, с которыми она близка по «духу» (слуху): девочка – веточка – белочка – времечко Это и есть псевдорифмы.


Псевдорифмы издавна применяются в народном поэтическом фолклоре, а таже впервые встречаются в силлабических виршах первых русских поэтов 17 века, когда рифмовая техника ещё не сформировалась.

Токмо слышим о твоей остроумной разумности
яко навычен еси окружной премудрости...

                                           (Савватий)

ПЯТЕРНАЯ РИФМА - рифма из пяти слов в стихотворении.

Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого терпенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
                           (А.С. Пушкин)

двойная, тройная, четверная и шестерная рифма.

ПЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА
– рифма из слов с ударением на пятом слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма.
Тиражирование – цитирование, удивляющаяся – скитающаяся, исследование – проповедование...

Холод, тело тайно сковывывающий,
Холод, душу очаровывающий...
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...
                                      (В. Брюсов)

РАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с равным количеством послеударных слогов. Основная рифма в стихосложении. Верю – потеря, ясно - сладострастно, дом – идём, весне - старине, там – цветам, я - твоя, кипарис - разрослись…

Противоположность неравносложной рифме.

Время, о! время,
Что ты? Мечта,
Век наш есть бремя,
Всё суета...
       (М. Херасков)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
                           (Ф.И. Тютчев)


РАЗНЕСЁННАЯ РИФМА
– рифма, образуемая словами, стоящими в различных местах стиха.

      Шаля,
              такие ноты наляпаны,
     что с зависти
           Лопнули б все Шаляпины.
                                (В.В. Маяковский)

РАЗНОРОДНАЯ РИФМА рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи.

Вода – сюда, мотылёк – промок, дней - сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой - улыбкой,
сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать,  княжна - скромна...

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
                                  (К.И. Чуковский)

А-В   Г-Д   Ж-М   М-О   Р-С   С-Э
Терминология А-Р   Терминология Р-У
Используются технологии uCoz